
Документальное подтверждение полномочий адвоката Судья Большой Палаты Верховного Суда Дмитрий Гудыма стал одним из преподавателей спецкурса для адвокатов, организованного образовательной платформой «Legal High School», на котором осветил выводы ВС относительно подтверждения полномочий адвоката в хозяйственном, гражданском и административном судопроизводстве.
Он обратил внимание на случаи, когда основанием для возвращения кассационной жалобы стало то, что представитель истца не подтвердил статус адвоката, в частности тогда, когда даже предоставил ордер. Наличие такого статуса можно подтвердить свидетельством о праве на занятие адвокатской деятельностью или удостоверением адвоката Украины. При наличии таких документов отсутствие данных о личности в Едином реестре адвокатов Украины не подтверждает отсутствия у нее статуса адвоката.
Относительно документов, удостоверяющих полномочия адвоката на предоставление правовой помощи согласно Закону Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», Дмитрий Гудыма остановился на анализе практики ВС относительно ордера, доверенности и договора о предоставлении правовой помощи.
Ордер может быть оформлен только на основании уже заключенного договора и является самостоятельным документом, подтверждающим полномочия адвоката. Предоставление договора о правовой помощи, копии или выписки вместе с ордером законодательство не требует. Оформляя ордер для представительства интересов в суде, следует помнить, что в нем следует указывать название конкретного органа, для представления к которому предназначен ордер, в частности название суда.
Большая Палата ВС устранила различия в практике применения норм права о подтверждении полномочий адвоката как представителя в суде копией ордера и отметила, что полномочия адвоката как представителя можно подтвердить оригиналом ордера или доверенности, а также их копии, заверенной в установленном законом порядке. Поскольку адвокат полномочия удостоверять копии документов по делам, которые он ведет, кроме случаев, если законом установлено другой обязательный способ удостоверения таких копий, адвокат может удостоверить копию ордера, который он подает в суд.
Указанный вывод касается применения предписаний процессуального закона в связи с предписаниями Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» и Положения об ордере на предоставление правовой помощи и порядок ведения реестра ордеров, утвержденного решением Совета адвокатов Украины от 17 декабря 2012 № 36, и не касается предписаний Положения об ордере на предоставление юридической (правовой) помощи, утвержденного решением Совета адвокатов Украины от 12 апреля 2019 № 41.
Дмитрий Гудыма обратил внимание и на практику Верховного Суда относительно указания на обороте ордера информации об ограничении полномочий адвоката. Докладчик указал, что в ЕГРСР есть судебные решения, согласно которым на обороте ордера должна быть приведена информация как о наличии, так и об отсутствии таких ограничений, а также судебные решения, согласно которым об ограничении полномочий адвоката в ордере указывается только тогда, когда они установлены договором об оказании правовой помощи.
Ошибка в дате договора о предоставлении правовой помощи не может быть основанием для закрытия кассационного производства, поскольку такой факт не влияет на действительность ордера и не лишает адвоката права подписывать кассационную жалобу.
Документальное подтверждение полномочий адвоката
Судья обратил внимание также на выводы ВС относительно представительства адвокатом интересов клиента по доверенности. Одним из вопросов, о которых шла речь, было то, нужно ли указывать в доверенности, что представитель является адвокатом. КГС ВС ответил на этот вопрос положительно. Однако Объединенная палата КГС ВС отступила от этого вывода и указала, что законодательство Украины не предусматривает обязательного указания о том, что представитель является адвокатом, в доверенности, выданной на имя физического лица.
Важно, чтобы лицо, осуществляющее представительство по доверенности, имела статус адвоката и получила свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью. Доверенность определяет только полномочия адвоката, пределы предоставленных представителю прав и перечень действий, которые он может совершать для выполнения поручения.
Относительно представления копии доверенности, то, если такая копия не засвидетельствована в установленном законом порядке, она не может быть оценена судом как документ, удостоверяющий полномочия на представление интересов стороны. При наличии в материалах дела надлежащей копии доверенности, действующей на момент подачи апелляционной жалобы, представления вместе с такой жалобой ненадлежащим оформленной копии другой доверенности не может быть основанием для закрытия апелляционного производства. Суд может не принимать во внимание копии доверенности, если сторона не подала ее оригинала, если есть обоснованные сомнения относительно соответствия представленной копии оригиналу.
Дмитрий Гудыма также отметил вывод КГС ВС, согласно которому подачи апелляционной жалобы лицом, не является адвокатом, не является основанием для закрытия апелляционного производства, если на судебное заседание от имени заявителя появился адвокат.
Напоследок судья вспомнил постановление Большой Палаты ВС, которая касалась дисциплинарной ответственности адвоката, в частности выполнение долга заключать с клиентом договор о предоставлении правовой помощи. БП ВС отметила, что предоставление такой помощи без заключения договора в письменной форме, в том числе только на основании доверенности, не допускается, кроме случаев, предусмотренных в Законе Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Пока адвокатская деятельность в установленном законом порядке не прекращена, заключение договора о предоставлении правовой помощи следует считать предусмотренной законом профессиональной обязанностью адвоката.
Профессиональная адвокатская помощь:
(099) 225 94 55
(097) 352 77 00